Общая характеристика основных подходов к изучению мышления. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления

Исследование мышления, как и любого предмета психологической науки, определяется теоретическими представлениями о нем, а также различными конкретными задачами. -1887 Среди методологических и теоретических оснований изучения реальности выделяют общие принципы, подходы, конкретные теории. Методологический принцип есть обобщенное априорное утверждение об изучаемой реальности и стратегии ее наследования, т.е. имеющее онтологический и гносеологический статус. Таковы, например, основные принципы марксистской психологии - единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, общественно-исторической обусловленности психики и др. Теоретический подход - это реализация одного или нескольких принципов в определенной, более частной области исследования. По содержанию подход может быть тождествен этим принципам, однако его разработка требует их уточнения, соот-

несения, построения специального понятийного аппарата. Подход является своего рода "промежуточным звеном" между абстрактностью методологических принципов и разнообразием конкретных теорий.

Теория - это совокупность логически связанных предметных утверждений, предполагающая возможность их эмпирической проверки. Обычно в рамках одного подхода к психическим явлениям развиваются сразу, несколько их теорий, хотя в ходе развития крупных теоретических школ могут сменять и дополнять друг друга различные подходы к изучаемой реальности.

Для характеристики теоретических представлений о мышлении адекватен анализ подходов к его изучению. Психологические теории мышления создавались в общих, частных научных школах, отдельными авторами. Существенное отличие подхода от теории заключается в том, что теория направлена на законосообразное объяснение явлений, подход задает само направление поиска закономерностей. Если теория - совокупность гипотетических ответов на поставленные перед исследованием вопросы о природе мышления, то подход – совокупность этих исследовательских вопросов. Как осуществляются психические процессы, в том числе мыслительные? в чем состоит специфика мыслительного процесса? какова структура продуктивного, творческого



акта? каковы уровни развития мышления? - вот примеры таких вопросов, связанных с разными подходами к изучению мышления. Сама их постановка определяет требования к выделению предмета исследования которые, задавая его возможности и ограничения, служат своего рода эвристиками (но не алгоритмами) - правилами продуктивного научного поиска, не свободного, однако, от критики с иных теоретических позиций. Тем самым каждый подход раскрывает для научного познания (или интерпретации) особые феноменальные области мышления, которые и являются его эмпирической основой. Требования к определению предъявляют также на организацию исследования, выбор или создание методических приемов. Таким образом, подход объединяет теоретические установки, условия опредмечивания изучаемой реальности, постановки исследовательских гипотез, методов их эмпирического доказательства и интерпретации полученных результатов.

Основным теоретическим подходом к изучению мышления посвяще- на гл. 2. Первый из них связан с приложением объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов к анализу мышления и называется механистическим. Эмпирическая основа этого подхода достаточно широка: от осуществления форм логического мышления в различных видах практики (в том числе его моделирование

в программах ЭВМ) до интеллектуального поведения животных. Механистический подход, однако, еще не ставит исследовательского вопроса о психологической специфике мыслительного процесса. Этот вопрос становится центральным для второго, телеологического под- кода к изучению мышления, в рамках которого выделяются его основные отличия от других психических процессов. Мышление впервые рассматривается здесь как активный, целенаправленный процесс решения задачи, закономерности которого изучаются, главным образом, на материале репродуктивных задач, решаемых с опорой на прошлый опыт субъекта. Продуктивное мышление является предметом изучения в третьем, целостном подходе. Основными становятся здесь вопросы

о структуре и механизмах решения творческих задач, о психологической природе продуктивного творческого акта. Четвертым будет рассмотрен генетический подход к изучению мышления. Являясь конкретизацией принципа развития в психологии, он представляет развитие мышления как закономерный процесс образования и смены его качественно разных стадий, уровней.

Выбранная последовательность изложения подходов совпадает с историей их возникновения, хотя ни один из них не утратил своей актуальности сегодня. Помимо названных четырех будут рассмотрены некоторые оригинальные подходы, которые (также независимо от времени их появления) характерны для современной психологии мышления.

Методологические и теоретические основания деятельностного подхода, принятого в советской психологии мышления, по традиции излагаются в разделе "Введение в психологию". Ряд наиболее эвристичных положений тех подходов, которые представлены в гл. 2, ассимилируются в рамках этого подхода, и анализ мышления как индивидуальной творческой деятельности характеризует большинство его экспериментальных исследований.

Основные направления эмпирического исследования мышления будут рассмотрены в гл. 3. Эмпирические, т.е. опытно обоснованные исследования реальности проводятся с различных теоретических позиций, и их, основные направления определяются конкретными научными и практическими целями, задачами. Объектом эмпирического исследования является, как правило, мышление в узком смысле, процесс решения субъектом мыслительной задачи. Основных же целей доследования этого процесса существует, по крайней мере, три. Первая цель - это исследование внутренних

закономерностей процесса решения задач, а также определяющих его факторов в психологическом эксперименте. Вторая - диагностика способностей субъекта к решению мыслительных задач методами психологического тестирования. Третья - управление процессом решения задач с помощью методов воздействия и формирования соответствующих способностей субъекта.

В соответствии с названными целями выделяются экспериментальное, диагностическое и прикладное направления исследования мышления. При выполнении конкретных исследовательских задач они могутбыть взаимосвязаны, однако кавдое из них характеризуется специфическими результатами. В первом случае это знание о том, как решается задача, о психологических механизмах процесса решения, во втором - умение определять, прогнозировать индивидуальные способности человека к решению задач и связанные с этим качества, в третьем - создание методов повышения эффективности мыслительного процесса.

Остается добавить, что при изложении основных-подходов и направлений исследования мышления учитывалась их представленностъ в рекомендованной литературе, а также конкретные требования учебного процесса. Так, например, в гл. 2 наиболее подробно рассматриваются телеологический и целостный подходы, а в гл. 3 особое внимание уделяется прикладным исследованиям мышления, связанным с разработкой методов стимуляции воображения и творчества.

Вопрос № 49 . Поэтапность формирования мыслительных операций (П. Я. Гальперин). Механизм трансформации умственных действий. Механизм сдвига мотива на цель. Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний.

Представители: Титченер, Брентано, Мюллер и др.

Считали, что исходными элементами психического (сознательного) опыта являются отдельные чувственные, т.е. специфически модальные представления, которые были выявлены на материале сенсорно-перцептивных, мнемических процессов. Между отдельными элементами-представлениями устанавливаются связи, или ассоциации – по сходству, контрасту, совпадению в пространстве и времени и др. Законы ассоциаций и были универсальным языком описания и объяснения психических процессов. Тем самым мышление выступали как ассоциирование чувственных представлений.

Характеристики подхода:

    Мыслительный процесс фактически рассматривается как бессубъективный: здесь не возникает вопроса «кто мыслит» и не требуется ответа на него. Построенные по образцу естественнонаучных дисциплин механистические теории исключают из области исследования внутреннюю активность мыслящего субъекта. Оставаясь непознанной, эта активность либо мистифицируется, объявляется особой сущностью, либо признается несущественной для объяснения поведения.

    Реактивность мыслительного процесса, обусловленность внешней ситуацией. Действительно, субъект, лишенный внутренней направленности, пассивно подчинен либо собственным диффузным ассоциациям, либо механизмам обусловливания стимульно-реактивных связей, либо выполняемой алгоритмической программе.

    Неспецифичность данного подхода по отношению к мышлению проявляется в отсутствии не только вопроса «кто мыслит», но и «что такое мышление». Его определение, заимствованное в логике или житейском «здравом смысле», обычно не рефлексируется. Тем самым механистический подход как бы переступает через необходимый этап определения специфики его предмета и сразу приступает к его объяснению.

    Отсутствие понимания специфики этого процесса и задачи его исследования приводит к тому, что объяснение подменяется моделированием мышления в указанных эмпирических условиях.

    Для моделирования мышления используется наличный понятийный и методический аппарат как универсальный язык описания психических процессов.

    Телеологический подход.

Целесообразность, назначение мышления со своей психологической формой и содержанием становится предметом научного исследования.

Наиболее полно и ярко телеологический подход был заявлен в теоретической и экспериментальной школе, возникшей в Бюрцбурге.

Основатели: О. Кюльпе и К. Бюлер, Н. Ах, О. Зельц и др.

Направленность ассоциативного потока была выражена, прежде всего, понятием «детерминирующей тенденции». В процессе диффузного распространения чувственных представлений и их репродукций имеет место особая тенденция, не подчиненная законам ассоциаций, но определяющая их течение. Эта тенденция может быть задана поставленным субъекту вопросом и поиском ответа на него. Именно она определяет выделение существенного признака при образовании понятий.

Они ввели понятие «задачи» и изменили основной метод классической психологии сознания – интроспекцию. Отчет субъекта о его внутренних ощущениях, представлениях, переживаниях проводился теперь в условиях поиска ответа на поставленный вопрос, решения определенной задачи. Тем самым мышление как особая психическая реальность могло быть выделено из описаний внутреннего, интроспективного доступного опыта субъекта, решающего задачу.

Конкретные задачи, которые предъявлялись испытуемым в экспериментах были, в основном, вербальными по материалу, а их решение обычно не требовало значительных умственных усилий.

Выбор экспериментального материала имел принципиальное значение. В рамках механистического подхода специфика мыслительного процесса обнаруживается только при рассмотрении сложных проблемных ситуаций, творческих задач. Напротив, представители этой школы использовали заведомо шаблонные задачи, репродуктивные по решению, т.к. первая исследовательская задача – определить мышление, выделить его в эксперименте как факт внутреннего психического опыта, отличного от чувственных представлений.

Они считали, что чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи. Необходимо раскрыть, осознать отношение между условиями и требованиями задачи, отвлеченное, свободное от их чувственной представленности.

Они разделяли феномены внутреннего опыта на два класса: а. Чувственные представления, б. Мысли, или сознанности.

А. Поставленная задача детерминирует ассоциативный процесс, и в тот же момент, когда подходящее слово найдено, чувственная представленность предметов, явлений, событий уходит из поля сознания.

Сознается отношение между двумя – данным и искомым – представлениями с чувством очевидности найденного ответа.

Б. К классу мыслей существенного содержания решаемой задачи, ее условий и требований относятся различные психические переживания: не только чувства уверенности в правильном ответе, но и самого вопроса, сомнения и т.д.

Эти факты позволили сделать вывод о том, что по своему содержанию мышление – осознание отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений.

Они утверждали, что мышление безобразно и «не речевое», в акте решения задачи субъект раскрывает не наглядное, но действительное ее содержание.

Определение мышления как самостоятельного психического процесса позволяет выделить общие характеристики этого подхода к его изучению:

    специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос, в решении задачи.

    активность мыслительного процесса придает психическому опыту субъекта особое качество – его сознавание, поиск существенного в условиях решаемой задачи.

    Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отдельными друг от друга.

Зельц вводит три функционально близких понятия. Первое – специфическая реакция, т.е. объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели в заданной ситуации. Второе – операция, способ выделения такого ответа. Третье – метод, т.е. операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.

Психологическая структура решаемой задачи представляет собой «схематически антиципирующий комплекс». Схема комплекса располагает элементы задачи в иерархию по двум уже известным нам уровням: чувственных представлений и их отношений, сознанностей. Основа решения задачи – прошлый опыт субъекта, содержащий такого рода схемы понимания существенных отношений между предметами. В процессе решения задача выступает для субъекта как незавершенная комплексная структура. Еще не определенный результат предвосхищается субъектом – через осознание им отношения.. Сознаваемая операция восполнения комплекса и становится для субъекта методом решения задачи. Объясняется это решение готовностью субъекта к актуализации заданного отношения, т.е. к переходу этого отношения из прошлого опыта в актуальный.

    Гештальтпсихология.

Сам по себе процесс, который ведет от стимулирующей ситуации к ответному действию, может быть назван инсайтным, если он непосредственно определяет содержание действия, соответствующее существенным чертам данной ситуации.

Мышление характеризуется следующим:

Так называемым исследованием проблемной ситуации и наличием задачи.

В проблемной ситуации обязательно чего-то недостает, и это недостающее звено должно быть найдено с помощью мыслительного процесса.

Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям.

Чем глубже инсайт, т.е. чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является.

С точки зрения определения мышление внутренне и непосредственно определяется существенными чертами целостной проблемной ситуации.

Проблемная ситуация должно быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт. Это постижение, или понимание, является основой процесса мышления.

После полного понимания проблемной ситуации как таковой включается процесс мышления с его «проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления. Ее содержание заключается в инсайтном схватывании тех особенностей, которые вызывают конфликт.

«Проникновение» в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения. Последнее является положительным результатом проникновения. В функциональном решении содержатся существенные черты требуемого подхода к задаче, т.е. «функциональный» аспект конечного решения.

Последняя стадия – процесс реализации функционального решения, выбор того, что действительно нужно для решения.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Ж. Пиаже, А. Бине, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков и др.

Понятие интеллекта и мышления

Термин «интеллект» переводится с латинского как «разумение».

По Ж. Пиаже, интеллект является такой субстанцией, которая может обеспечить адаптацию индивида к внешнему миру.

Интеллект также понимается как стиль решения проблем, определенный алгоритм мыслительных операций. Также интеллект рассматривает в качестве общей характеристики когнитивной сферы человека.

В современной психологии интеллект обычно связывают с мышлением как психическим процессом, так как именно мышление отвечает за переработку информации.

Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Исследование мышления

Мышление издревле было предметом дискуссий. Рассмотрим основные теории, которые пытаются объяснить наличие мышления у человека.

  1. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека врожденные. Одной из таких теорий является теория, которая разрабатывалась на положениях гештальтпсихологии. Так, с точки зрения данного направления, интеллект определяется как определенная совокупность конкретных внутренних мозговых структур, которые обеспечивают процесс управления информацией для получения нового знания. Также в рамках данного направления считается, что такие структуры являются врожденными. Данные структура не развиваются в процессе жизни, они лишь «открываются», так как уже есть в наличии у человека при рождении.
  2. Теории, которые утверждают, что интеллектуальные способности человека не являются врожденными. С точки зрения данного направления, умственные способности развиваются в течение жизни и достаточно сильно подвержены влиянию окружающей среды.

Теоретические исследования мышления

  1. Теоретические исследования мышления начали свой путь с 17 века. Для этого периода исследований главной особенностью являлось то, что мышление приравнивалось к логике. Кроме того, мыслительные способности считались врожденными. К числу интеллектуальных спо-собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
  2. Ассоциативная психология. Здесь мышление сводилось, разумеется, к ассоциациям. То есть весь механизм мышления рассматривался в качестве ассоциативного ряда. Мыслительные способности также считались врожденными.
  3. Бихевиоризм. Мышление представляет собой процесс формирования определенных связей по типу S-R (стимул – реакция).
  4. Теория деятельности, отечественная психология. Мышление рассматривается как способность к решению задач. При этом она формируется в процессе всей жизни человека.

А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, в которой рассматриваются структуры мышления. Так, между этими структурами (внешней и внутренней) деятельности проходит некоторая аналогия.

Ученый считал, что мыслительная деятельность (внутренняя) работает по тому же принципу, что и внешняя. То есть в этом механизме деятельности могут быть даже выделены конкретные операции. Кроме того, А. Н. Леонтьев считал, что различные элементы деятельности могут быть взаимозаменяемыми. Так, в состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия.

Таким образом, вывод из этой концепции следующий – формирование мышления происходит в самом процессе деятельности.

Экспериментальные исследования мышления

  1. Тест А. Бине и Т. Симона, начало 20 века. Данный тест был одним из первых, которые предлагали измерять умственный потенциал человека.
  2. Дж. Гилфорд, модель интеллекта (рисунок 1). Интеллект, по мнению Дж. Гилфорда - это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям:
  • содержанию,
  • продукту,
  • характеру.

Умственная операция по характеру может быть следующей:

  • оценивание,
  • синтез,
  • анализ,
  • запоминание,
  • познание.

По продукту умственная операция может быть:

  • единицей,
  • классом,
  • отношением,
  • системой,
  • трансформацией,
  • рассуждением.
  • объектами,
  • символами,
  • преобразование смыслов,
  • поведение.

К операциям относятся:

  1. познание,
  2. память,
  3. дивергентное продуктивное мышление,
  4. конвергентное мышление,
  5. оценивание.
  1. фигуративное содержание,
  2. символическое содержание,
  3. семантическое содержание,
  4. поведенческое содержание.

Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид:

  1. единицы,
  2. класса,
  3. системы,
  4. трансформации.

Рисунок 1. «Модель интеллекта Дж. Гилфорда»

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, включает в себя анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Основой для психологического изучения мышления является философия познания.

В настоящее время мышление изучается не только психологией, но и философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвитсикой.

Мышление как ассоциация представлений

Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. До этого времени основной была ассоциативная психология - все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплек­сы. (Гартли, Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания как созерцания, принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущении». Конечным предметом мышления являются субъективные ощущения, образы восприятия и представления. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать мышление. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение - как ассоциация представлений; умозаключение - как ассоциация двух суж­дений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.

Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания - к ассоциативным законам. Мышление сводится к процессу ассоциации связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта.

Критика: Мышление имеет свое качественно специфи­ческое содержание и свои качественные специфические закономерности про­текания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; по­нятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений.

Представители ассоциативной теории не смогли решить проблему активности мышления, творческие способности по их мнению существовали априори.

Бихевиоризм о мышлении как поведении

Бихевиоризм возник в Америке в начале XX в. Отбросили понятие психики и сознания, предмет – поведение. Против интроспекции, за наблюдение. Ощущение, восприятие, мышление и другие понятия психических процессов или функций рассматривались с точки зрения поведенческого опыта, главная функция - приспособления к окружающей среде.

Проблема мышления в раннем бихевиоризме.

Уотсон: мышление отождествил с поведением, это не познавательный процесс.

Разделял поведение на внешнее (непосредственно наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление в широком смысле слова, или умственная Д). Умственная Д вызывается внешними стимулами, опосредует видимое поведение. Умственная Д не связана с мозгом. По сравнению с непосредственно наблюдаемым поведением мыслительная деятельность, по мнению Уотсона, отличается лишь очень большой свернутостью, сокращенностью. Мышление не обусловлено социально, главная функция – обеспечить приспособление организма к среде (мышление = совокупность реакций, вызываемых окружающей средой).

Закономерности мышления Уотсон сводит к закономерности образования навыков.

Организм приобретает навык путем проб и ошибок, аналогично любой другой деятельности.

Проблема мышления в современном бихевиоризме.

Основы теории мышления - Кларк Халл. Он первый (1930 г) применил общую необихевиористическую теорию поведения к анализу знаний, процесса решения задач, образования понятий. Проблемой мышления занимаются Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.

Мышление - форма приспособления организма к новым условиям. Эти новые условия представляют для организма проблемную ситуацию, или ситуацию задачи, поэтому процесс приспособления к проблемной ситуации описывается бихевиористами как решение задачи.

Критика: не рассматривают мышление как психический процесс познания закономерных отношений между вещами, процесс отражения тех сложных (причинно-следственных, функциональных и т. п.) отношений между объектами, в которых раскрывается сущность предметов. И ранние, и поздние бихевиористы: мышление человека и животных не отличаются.

Лишь в самое последнее время бихевиористы начали иногда говорить о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но они продолжают сводить решение задач к процессу проб и ошибок или отбору приспособительных реакций.

Новое в современной бихевиористичеокой теории мышления:

Понятие промежуточных переменных (навык), которое становится центральным, поскольку позволяет ввести вопрос об умственной деятельности, не наблюдаемой непосредственно извне. Навык - непосредственно не наблюдаемая связь стимула и реакции, не реальный предмет, а некоторое представление, след.

Попытка использовать при исследовании мышления теорию инструментального (оперантного) обучения как приобретения особого рода условных связей. Основная форма оперантного обучения - условные двигательные рефлексы. Например, голодные крысы, нажав однажды при обследовании клетки на рычаг и вызвав тем самым появление пищи в кормушке, будут постоянно действовать рычагом, подкрепляя тем самым условную двигательную реакцию.

Сводят сущность решения задач к отбору реакций.

Таким образом, производится объединение учения о промежуточных переменных и теории инструментального обучения.

В жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу стимул-реакция, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности. Это и образует мышление; мышление – это внутренняя речь.

Вюрцбургская школа о мышлении

Представители: А. Бине, Кюльпе, Марбе

Вюрцбургская школа сделала разработку психологии мышления своей основной задачей; положила начало системному изучению мышления. Основное положение: мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к содержанию ощущений и восприятия. Но слишком оторвали мышление от восприятия, они вообще не связаны. В результате вюрцбургская школа пришла к неправильно­му пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.

Положение о предметной направленности мысли (интенция). Поскольку (из идеализма) мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содер­жанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция) превратилась в чистый акт (в мистическую актив­ность вне всякого содержания).

Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.

За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволю­цию. В начале были утверждения о безОбразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), затем представители вюрцбургской школы выявили и подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Также изменились взгляды на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независи­мым от речи. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, где бессмысленный знак - правитель мышления, была по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Мышление с позиций гештальтпсихологии

Представители: Вергеймерт, Келер, Коффка.

Критика вюрцбургской школы.

Основа мышления – способность формировать и преобразовывать структуры в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутом круге (сфере сознания). В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутой структуре сознания.

Исходная си­туация, в которой возникает проблема, - это в своем наглядном содержании неуравнове­шенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неус­тойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких перехо­дов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказыва­ется решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосред­ственно видим содержание исходной ситуации.

В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе прин­ципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология. Эта попытка игнорирует специфику мышления.

Мышление в когнитивной психологии

Представители: Кларк, Уоллис

Предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными организованными типами продуктивных интеллектуальных систем:

1) Системе обработки воспринятой информации и направления внимания с одного вида на другой.

2) Система, ответственная за постановку целей и управления целенаправленной деятельностью.

3) Система, отвечающая за изменение существующих систем 1 и 2 типа и создание новых систем

Выдвинули положения:

а) Когда организм не занят обработкой информации извне, система 3 типа обрабатывает результаты ранее переработанной информации.

б) Цель переработки – определить следствия предшествующей деятельности, которые являются устойчивыми.

в) Как только подобная согласованность замечена, в действие вступает другая система, которая порождает новую.

г) Возникает система более высокого уровня, которая включает в себя предыдущую в качестве элементов или частей.

Подход Ж. Пиаже (Женевская школа)

Изучал развитие мышления у детей, выделил стадии.

Принцип равновесия как характеристика, которая обусловливает развитие на каждой стадии.

Идея структур и функций. Структура - внутренняя конструкция, характеристика субъекта мышления, определяющая его развитие на каждой из стадий. Ребенок “воспринимает” из внешнего мира только то, что соответствует сформировавшимся у него структурам. Новые структуры формируются на основе действия. Функции - это способы взаимодействия со средой. Их две - организация и адаптация. Организация как необходимый способ структурирования. Адаптация - динамический аспект взаимодействия. Две формы адаптации: ассимиляция (включение нового объекта в уже существующие схемы) и аккомодация (приспособление схем к новому объекту).

Функции неизменны в течение всей жизни, структуры складываются в процессе жизни, накопления опыта, качественно различаются на разных стадиях развития.

Само развитие - это смена господствующих умственных структур.

Эволюция детского мышления идет от “реализма” (интеллектуальный “реализм” - ошибочные идеи причинности, выведенные из непосредственного наблюдения; моральный “реализм” - суждение о поступках по их последствиям, а не намерениям) к объективности (отделение своего “Я” от объективного мира) , реципрокности (понимание различных точек зрения) и релятивности (относительность оценок).

Эгоцентризм - важное качество детского мышления, обусловливающее его своеобразие. Эгоцентризм - это мышление “со своей точки зрения”, непонимание ее относительности, субъективности. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, что для истинного понимания причинности важна внутренняя активность.

Социализация (по Пиаже) - это процесс адаптации к социальной среде через сотрудничество, кооперацию, которые приводят к пониманию и осознанию ребенком других точек зрения на вещи, отличных от его собственной. Периоды развития интеллекта:

1) сенсо-моторный интеллект (»0-2 года) – рефлексы, круговые реакции, практические действия с объектами приводят к формированию “схем действия”, навыков оперирования с объектами. “Группировку” составляют движения ребенка.

2) резентативное мышление и конкретные операции (»2-12 лет) - овладение символическими средствами (речью, знаками), мышление еще непосредственно связано с “материалом”, наблюдаемыми результатами действий. Мышление эгоцентрично.

19. Определения мышления и его виды. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.

Существует два основных определения мышления. Первое определение дано в рамках философской традиции разделения познания на два вида: чувственное и рациональное.


  1. Мышление – познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным и опосредованным отражением действительности (О.К.Тихомиров ).
Примером обобщенного отражения действительности является понятие (мысль, в которой отражаются существенные признаки какой-либо реальности). Опосредованное отражение представляет собой знание субъекта об окружающем мире, которое не дано ему непосредственно через его органы чувств (например, закон, который устанавливает ученый).

  1. Мышление – процесс решения задач (У.Джеймс ).
Задача в данном определении рассматривается с объективной и субъективной (психологической) точки зрения. С объективной (внешней) точки зрения задача всегда представляет собой внешнее требование , которое предъявляется субъекту в определенных условиях. Описание условий и требование, что нужно найти. С субъективной точки зрения это цель , которая дана в определенных условиях. С субъективной дочки зрения процесс решения задачи представляет собой достижение цели с помощью определенных средств. Многие задачи, которые мы решаем, уже предполагают использование имеющихся средств – это репродуктивное мышление. Если средств для решения нет и их нужно найти, то этот поиск представляет собой продуктивное мышление. По Джеймсу мышление представляет собой замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и следствиями . Замещение целого его частями – это вычленение существенного атрибута. Для этого человек должен проявить определенную способность – проницательность (позже гештальт-психологи это будут называть инсайтом). Существенный атрибут тесно связан и исходными условиями и средствами. Эта связь уже известная субъекту по прошлому опыту. Вторая важная характеристика мышления – запас знаний, который позволяет субъекту знать, какая характеристика существенного атрибута приведет его к решению.

Виды мышления. Существует 5 основных классификаций.


  1. Аутистическое - мышление в большей степени соответствует потребностям и эмоциям человека, а не объективным свойствам и законам окружающего мира; реалистическое – логическое мышление, служащие для познания и адаптации (Блейлер ).

  2. Абстрактное – мышление в форме отвлеченной идеи;
Конкретное – мышление в форме образа (Гольдштейн ).

  1. Практическое – мышление, характеризующееся временными ограничениями, большей связью с практикой и большей степенью ответственностью.
Теоретическое – мышление, при котором связь с практикой более отдаленная , менее жесткие временные условия и меньшая степень ответственности (Б.М.Теплов )

  1. Творческое – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового решения задачи или ее усовершенствования.
Критическое – проверка возможности использования найденных идей для решения задачи (Линдсей, Халл, Томпсон ).

  1. Наглядно-действенное – наблюдается в младенчестве и раннем детстве (2-3 года), направленное на решение задач в виде действий (достать что-то руками и т.д.)
Наглядно-образное – возникает с 3 до 6 лет, решение задач в плане образа.

Словесно-логическое – начинает формироваться в младшем школьном возрасте, окончательно развивается в 11-12 лет, ребенок становится способным решать задачи по законам логики (генетическая классификация С.Л.Рубинштейна ).

Основные подходы к изучению мышления

Теории мышления как процесса решения задач


  1. Теория мышления как процесс восполнения комплекса (О.Зельц )
Наиболее ранняя теория мышления. Была предложена представителем Вюрцбургской школы О.Зельцем. Зельц описывает репродуктивное мышление, как процесс восполнения комплекса следующей схемой:

Требования к определенным условиям

Стремление решить задачу

Операции (методы решения задачи)

Решая задачу, человек перебирает из своего опыта различные варианты, которые бы удовлетворяли условию задачи.

Специфика продуктивного решения в том, что субъект сталкивается с решением новой задачи , средств для решения которой у человек нет в опыте. Зельц выделяет 3 способа решения задачи:


  1. Новая задача может быть решена при помощи операций, которые когда-то успешно применялись для решения других задач (более общая операция применяется для решения частной операции).

  2. Задача решается с помощью потенциальных операций (таких операций, которые присутствую в опыте, но человек еще о них ничего не знает, они раньше никогда не использовались).

  3. Задача решается при помощи операций, которые когда-то были выделены субъектом для решения другой задачи, но оказались для нее непригодными.

  1. Гештальт-теория продуктивного мышления (К.Дункер )
Требования и условие задачи (проблемная ситуация)

Стремление решить задачу

Внезапное понимание того, почему задача не решается

Функциональное решение

2 стадия


Конкретная реализация функционального решения

Решение задачи

Дункер противостоит Зельцу. Решение не извлекается из прошлого опыта , а происходит совершенно другим путем. Дункер содержательно описывает «джеймсовскую проницательность». Начальный этап первой стадии – проникновение в конфликт. Понимание причины того, почему задача не решается, является важнейшим условием ее решения. Первая стадия является этапом инсайта , внезапного решения Пример – решение задач обезьянами Келера. Понимание, почему задача не решается – конечности слишком коротки. Функциональное решение – удлинить конечности. Конкретное решение – удлинить с помощью палки.


  1. Теория мышления как процесса обработки информации (А.Ньюэлл, Г.Саймон )
Когнитивный подход. Наиболее принимаемая теория. Модель решения задачи компьютером. Компьютерная программа решает задачи посредством содержащейся в ней определенной последовательности действий, которые называются операторами . Содержание каждого отдельного действия состоит в каком-то преобразовании, обработке исходной информации в соответствии с заданными в программе правилами. Такая информация всегда представлена в символической форме . Процесс решения задачи компьютером представляет собой последовательность элементарных процессов, заключающихся в определенном оперировании символами. Проведенные ими исследования процессов решения задач людьми, привели к выводу: многие из этих задач решаются типовым способом, который они назвали «метод анализа цели и средств». Суть метода состоит в том, что при решении задачи человек постоянно выясняет, какие у него имеются в данный момент средства для достижения поставленной цели. Метод состоит в разбиении человеком общей задачи на ряд конкретных подзадач, для решения которых у него есть определенные средства. Например, отвезти сына в детский сад. Что мешает исполнению? Расстояние. Как это исправить? Отвезти на машине. Решение задачи – последовательное осуществление действий, направленное на достижение промежуточных целей.

Ученые разработали программу «индивидуальный решатель проблем», в которой заложен типовой способ решения задач. Далее, они разработали программу для творческого мышления – «логик-теоретик». Эта программа оказалась способной находить заново доказательства уже известных теорем.

В результате исследования творческого мышления авторы описали две основные стратегии поиска людьми нового способа решения задач . Эти стратегии они назвали «алгоритмы» и «эвристики» . Алгоритмы – правила поиска решения задачи, которые предполагают рассмотрение всех возможных вариантов, способов ее решения. Использование алгоритмов есть гарантия нахождения решения. Эвристики – правила поиска решения задачи, которые предполагают рассмотрение лишь некоторого ограниченного числа вариантов возможных способов решения задач. Эвристики не дают гарантии того, что решение будет найдено. Если правильный способ окажется внутри, то решение будет найдено гораздо быстрее. На практике люди предпочитают гораздо чаще руководствоваться эвристиками при решении творческих задач. Авторы попытались создать компьютерные программы отдельных эвристик, им это удалось. Эти работы побудили не только психологов, но и других ученых на создание искусственного интеллекта.

Теория мышления как обобщенного и опосредованного познания действительности (С.Л.Рубинштейн )

Процесс решения задач не сводится к мышлению. Мышление участвует в этом процессе наряду с другими психическими процессами и состояниями (мотивация, эмоции, восприятие, воля и т.д.). Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности есть результат участия в мыслительном процессе определенных операций, благодаря им возникает специфически познавательный продукт – мысли. Это возможно только в том случае, если в мыслительном процессе присутствует пять операций:


  1. Операция сравнения заключается в установлении тождества или различия между предметами, на которые направлена познавательная деятельность субъекта. Результатом этой операции обычно является определенная классификация предметов.

  2. Операция анализа состоит из расчленения предметов познавательной деятельности на отдельные элементы.

  3. Операция синтеза является противоположной по отношению к анализу, суть ее в том, чтобы устанавливать всевозможные связи между выделенными в результате анализа различными элементами.

  4. Операция абстракции выделение в предмете какого-то одного аспекта и одновременно отличия от всех других. Результат абстракции – выделение существенного атрибута, одного предмета, явления.

  5. Операция обобщения установление в различных предметах каких-то общих для них свойств.

Последние материалы раздела:

Быстрые булочки-розочки с картошкой
Быстрые булочки-розочки с картошкой

Молоко, воду, сахар, соль и сливочное масло смешиваем и нагреваем до теплого состояния, чтобы масло начало таять. Добавляем в смесь картофельное...

Бисквит на лимонаде с растительным маслом – быстро и вкусно!
Бисквит на лимонаде с растительным маслом – быстро и вкусно!

Масляный бисквит – это воздушный, но в тоже время плотный корж, который можно подавать как отдельное блюдо к чаю, либо использовать в качестве...

Как испечь высокий пышный бисквит
Как испечь высокий пышный бисквит

1. Начнём с того, что соединим яйца с сахаром.2. Для того, чтобы бисквит был воздушным, превратим их в легкую пену с помощью миксера или венчика....