Люди взаимодействуют друг с другом. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга

1. Понятие межличностного взаимодействия

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности - интеракция .

Понятие межличностного взаимодействия отражает инструментально-технологическую сторону общения и носит название интерактивная сторона общения .

Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия :

  • - максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  • - максимизации собственного выигрыша (мотив индивидуализма);
  • - максимизации относительного выигрыша (мотив конкуренции);
  • - максимизации выигрыша другого человека (мотив альтруизма);
  • - минимизации выигрыша другого (мотив агрессии);
  • - минимизации различий в выигрышах (мотив равенства).

Межличностное взаимодействие разнообразно и состоит из следующих элементов:

  • - действующая личность,
  • - потребность в активизации поведения,
  • - цель деятельности,
  • - метод деятельности,
  • - другое действующее лицо,
  • - результат деятельности.

Взаимодействуя с окружающими людьми по разным поводам, человек выбирает стратегии поведения, соответствующие ситуации, поэтому элементом межличностного взаимодействия является также внешнее окружение или ситуация . Любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный мир, социальная и культурная среда. Совокупность материальных, социальных и культурных условий и составляет ситуацию, которая выражается в условиях действия и средствах действия . Ни один индивид не осуществляет деятельности без учета ситуации, которая входит в систему межличностного взаимодействия через ориентацию индивидов . Различают оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию. Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия и средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы осуществления межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие никогда не происходит мгновенно. Для ее осуществления в сознании действующего лица должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Любое действие начинается с возникновения у индивида потребности, это могут быть, например, физические потребности (в пище, сне и др.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного статуса и др. Потребность актуализирует определенные мотивы. Актуализирующиеся мотивы вызывают интерес. Развитие интереса приводит к появлению у индивида цели. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, что означает потенциальную готовность к совершению действий. Таким образом, механизм социального взаимодействия состоит из потребности, мотивации и самого действия. Этот механизм можно представить в виде следующей формулы: Потребность + Мотив + Интерес = Взаимодействие.

2. Классификация взаимодействия и поведение в совместной деятельности

Классификация взаимодействия в основе имеет количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно ей различают взаимодействие между:

  • · группами,
  • · личностью и группой,
  • · двумя личностями (диада).

A.H.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

  • · разделение единого процесса деятельности между участниками;
  • · изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякого взаимодействия. Но для того чтобы установилось сотрудничество, нужна полная и всесторонняя информация об условиях, задачах, способах решения поставленных задач и других обстоятельствах, связанных с достижением общей цели. Полная информация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочь друг другу.

Итак, в совместной деятельности необходимы:

  • - искреннее сотрудничество;
  • - информированность обо всем, связанном с достижением цели;
  • - оптимальный стиль поведения.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента:

  • а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами;
  • б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;
  • в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Различают три основных стиля взаимодействий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель - не изменить другого в общении, а поддержать связь с социумом, подкрепить представление о себе как о члене общества в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Несоблюдение ритуала порождает предположение о некомпетентности человека, о его неумении соблюдать «правила игры» (например, длительное топтание гостя в прихожей, когда встреча давно уже закончена, может вызвать негативную оценку поведения с точки зрения принятых норм). Характерными особенностями ритуального стиля являются ненаправленность, неинформированность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров . При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. Ритуальный стиль не затрагивает важнейших проблем и интересов человека, но оно необходимо человеку.

Манипулятивный стиль имеет целью использовать партнера по общению в своих целях и проявляется, когда цель взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в обучении и воспитании. При манипулятивном стиле важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию. Для осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы и др.

Гуманистический стиль имеет целью не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Данный стиль позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия.

При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи - от стремления понравиться до запугивания. Нельзя однозначно сказать, какой из названных стилей «хорош» или «плох»: в разных ситуациях и при различных позициях участников взаимодействия возможны разнообразные комбинации стилей поведения. Самым же главным для эффективного взаимодействия остается адекватное согласование всех трех компонентов - позиции, ситуации и стиля.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы , или модели:

  • 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других -- «совместно-индивидуальная деятельность » (пример -- некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);
  • 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником -- «совместно-последовательная деятельность » (пример -- конвейер);
  • 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными -- «совместно-взаимодействующая деятельность » (пример -- спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

Контрольные вопросы:

  • 1. Определите понятие «межличностное взаимодействие». В чем заключается его суть и каковы составляющие?
  • 2. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом и каков механизм межличностного взаимодействия?
  • 3. Какие формы взаимодействия существуют?
  • 4. Какие стили взаимодействия существуют и какой из них является наиболее продуктивным?

→ Взаимодействие человека с другими людьми

Желания, которые затрагивают интересы других, создают противостояние или требуют взаимодействия заинтересованных сторон. Воздействие на информационное поле пространства вариантов мыслеформами, содержащими изменение мира и изменение другого существа, не создаёт содействия пространства вариантов. Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ.

Например, человек хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его желанию, улучшая его физическую форму, здоровье и, возможно, даже конструкцию тела. Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого индивида, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир. Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.

Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии жизни. Вы не можете прямо воздействовать на чужую линию жизни.
Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа. Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.

Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в отношениях с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества. Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в отношениях с людьми? Трудность использования мысленного образа модели будущего заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.

Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:
Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
Проецировать реализацию целей другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.

Ваши образы являются желанной моделью вашего будущего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.

Например, вы можете визуализировать ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений.
Зона собственного влияния человека на образ будущего – его ощущения измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.

Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших мыслей он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д.

Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.
Имеет большое значение и смысл искать и видеть в людях хорошие качества.

Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.

Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.

Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.

Например. Пространство вариантов может содействовать женщине в том, чтобы она нашла себе мужа с определённым набором качеств, можно найти определённую работу.

Желание использовать конкретного человека в собственных интересах вызовет автоматический протест подсознания этого человека.

Образ, созданный одним человеком, и содержащий его ощущение, связанное со здоровьем другого лица, помогает молитве или заговору одного достичь оздоравливающего эффекта для другого, если этот другой верит в выздоровление и хочет здоровья. Образ, созданный одним человеком, и содержащий ощущение нездоровья и неудач в восприятии им другого человека, позволяет создать сглаз и порчу. Образы негативного состояния подействуют в том случае, если объект воздействия мнителен и часто склонен думать о своём нездоровье и неудачах.

Для того чтобы эти образы подействовали, обычно, человеку сообщают, что его прокляли и что он столкнётся с несчастьями и нездоровьем. Объект, воспринимая это, программирует себя. Позитивный образ другого человека, в случае визуализации его вами, создаст у этого человека прилив сил, ощущение комфорта и ощущение расположенности к вам.

Давно известен эффект плацебо, но подобный эксперимент был однажды расширен и врачи были введены в заблуждение: где плацебо и где морфий для обезболивания. Давая морфий врачи думали, что дают плацебо и эффект обезболивания уменьшился. Вера врачей влияла на пациентов так же, как и вера самих больных.

Собственный мысленный образ восприятия вами другого человека не создаёт реализацию пространством вариантов изменения этого человека. Он усиливает активность сектора, возбужденного самим этим человеком и расположенного на его линии жизни. Воздействие произойдёт, если такой образ существует среди интересов этого человека.

Образ «Мне приятно общаться с соседями» не имеет в виде объекта конкретного человека и поэтому изменит образ вашего общения с соседями даже в случае, если они не имеют такого намерения.

Фрейлинг (фрейле – набор характерных для человека индивидуальных психологических параметров) – это принцип взаимодействия проецируемых мысленных образов, построенный на их усилении друг другом путём информационного резонанса, представляющего собой симметричный отклик подсознания другого человека.

Этот принцип взаимодействия людей позволяет образу ваших мыслей находить возможности для объединения людей на основе их взаимных интересов.

Если вы своей мыслеформой возбудите сектор, в котором реализовано внутреннее намерение другого человека, то этот человек автоматически симметрично ответит вам на своей линии жизни ощущением, в котором вы ценны для него.

Взаимодействие людей в информационном поле усиливает возбуждение их целевых секторов и создаёт стечение обстоятельств, которое соответствует удовлетворению интересов обеих заинтересованных сторон.

Это могут быть конкретные люди и вам известно их внутреннее намерение.
Например, вам нужно перенести отпуск на летнее время, а вашему начальнику не терпится попасть на рыбалку. Визуализируя намерение вашего начальника, вы получите симметричную подсветку им вашего желания на его линии жизни.
Вы встретите его расположение к вам при личном общении и его податливость в разрешении вашего намерения.

Это могут быть неконкретные люди. В этом случае вы задаёте в визуализации перечень того, что можете им предложить и перечень того, что вам необходимо получить от людей, с которыми вас сведёт течение вариантов.
Например, вы располагаете определёнными знаниями, умениями и опытом, а ряду работодателей нужен специалист, владеющий такими знаниями, умениями и опытом, и они могут предложить ему достойную оплату и хорошие условия труда.
Или у вас есть товар с определёнными свойствами, и есть множество людей, которые готовы приобрести товар с такими свойствами.

Или у вас есть личные человеческие свойства, и вы хотите найти себе партнёра с определёнными качествами для совместной жизни. И есть множество людей, соответствующих своими качествами описанным вами, имеющими стремление вступить в брак с таким человеком, как вы.

Вы можете визуализировать намерение встретить такого человека, и ваше намерение станет резонировать с информационно согласованным намерением другого индивида.

Вы хотите, чтобы человек, который вам симпатичен, обратил на вас внимание и почувствовал к вам расположение? Для этого случая Фрейлинг для содействия вашим целям подсознания и пространства вариантов определяет идеальным не сопровождать чувство симпатии желанием обладания.

Намерение использовать другое существо в собственных целях вызывает автоматический протест подсознания этого существа и асимметричные целевые проекции на свою линию жизни.

Когда вы думаете с любовью о других живых существах, и проецируете на свою линию жизни счастливое их существование, они чувствуют вашу любовь, расположены к вам и дружелюбны.

Не сопровождайте образ вашей симпатии чувством симпатии этого человека к вам потому, что чувство, которого нет, породит в вас сомнения в возможности расположения его к вам.

Кроме того, чувство симпатии не будет бескорыстным, оно будет включать определённую долю собственного использования чувств другого.

Когда вы требуете обладания, вы вступаете в противоречие с целями другого существа, а для себя проецируете сильные эмоции, связанные с этим существом.

Требование каких-либо действий одним существом от другого называется отношениями зависимости («Если ты похвалишь меня лучше всех…»). Отношения, сопровождаемые условиями, подсознательно содержат сомнение в выполнении требования другим существом.

Возбуждённо реагируя на желание отношений, вы транслируете, что хотите получить сильные эмоции, связанные с этим человеком. Эмоциональное состояние включает маятник и фиксирует на мысли. Эту цель воспримет подсознание и возбудит соответствующий сектор в информационном поле пространства вариантов.

Например, как женщине побудить мужчину сделать решительный шаг для вступления в брак?
Обычно в этом случае используется тактика, состоящая в привлечении внимания к себе и стимулирование к официальным действиям. Это следующие принципы: соблазнять, дистанцироваться и создать ощущение конкуренции.

Другой путь решения задачи – это задаться вопросом: «Что ищет мужчина в браке?»
Мужчина ищет удовлетворение собственных интересов, он хочет: ощущения ценности собственных качеств, любви, уважения, наличия ценных для него качеств у супруги, совместимости характеров и целей, общения. Направив усилия на удовлетворение значимого для мужчины, женщина приобретёт большую собственную ценность для него.

Взаимодействия с организационной точки зрения. Одна из мотивирующих причин взаимодействия в организации - это стремление к достижению целей организации.

Мы уже ввели термин "требования задания", предъявляемые к поведению людей для успешного выполнения ими того или иного задания. К этим требованиям можно добавить и взаимодействие. При этом, чем сложнее задание, тем выше требования к взаимодействию. Эти требования могут быть исследования с точки зрения направления потока информации.

Взаимодействие сверху - вниз (downward communication). Взаимодействием сверху - вниз называется взаимодействие6 критерии которого вырабатываются в верхних управленческих уровнях организации и потом "спускаются" на более низкие уровни. Главная мотивирующая причина такого взаимодействия состоит в управлении и направлении поведения на более низких уровнях. Катз (Katz) и Кан (Kahn, 1978) определили такие пять типов взаимодействия сверху - вниз:

1. Рабочая инструкция. Директива о том, что и как должно быть сделано.

2. Рабочее объяснение (job rationale). Информация, направленная на понимание задания и его увязку с остальными заданиями.

3. Процедуры и практика. Информация о регулировании, поли- тике и вознаграждениях.

4. Обратная связь в производстве. Информация о том, насколько хорошо индивидуум, группа или организация справляются со своими обязанностями.

5. Установление (indoctrination) целей. Информация идеологического характера для внушения ощущения миссии.

Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: содержание сообщения становится более специфическим и оно может быть искажено.

Взаимодействие снизу - вверх. Взаимодействием снизу - вверх называется взаимодействие, возникающее на нижних уровнях организации и "идущее" на более высокие уровни. Это взаимодействие является лучшим механизмом обратной связи, позволяющим верхним слоям оценивать эффективность их сообщений сверху - вниз и функционирование в целом организации "под ними". Хотя взаимодействие снизу - вверх выглядит как спутник взаимодействия сверху - вниз, на практике с ним возникают определенные сложности. Например, люди не любят сообщать что-либо "наверх", не зная, как это сообщение будет воспринято.

Боковое взаимодействие. Боковое взаимодействие, известное также как горизонтальное взаимодействие, возникает между индивидуумами на одном и том же организационном уровне. С организационной точки зрения причины такого взаимодействия относятся к выполнению задания. Оно предоставляет возможности для координации действий, которая особенно необходима людям, тесно сотрудничающим друг с другом.

Внешнее (external) взаимодействие. Внешним взаимодействием называется взаимодействие, которое либо возникает внутри организации и распространяется за ее пределы (наружное (outward) взаимодействие) , либо, наоборот, приходит в организацию извне (внутреннее (inward) взаимодействие). Внешнее взаимодействие является совершенно необходимым для нормального функционирования организации, поскольку организация должна поставлять в окружающий мир информацию о себе (напр., о своих продуктах или услугах) и должна получать из внешнего мира информацию о возможностях рынка, потребительском спросе, доступных материалах и покупательском удовлетворении. Одним из наиболее важных видов внешнего взаимодействия является взаимодействие с членами ролевых наборов, не входящими в организацию, и изменение, в соответствии с их мнением поведения исполнителей ролей. Верно и обратное, т.е. воздействие членов организационных наборов, находящихся в организации на исполнителей ролей вне ее. Таким образом, внешнее взаимодействие может воздействовать не только на взаимоотношения организации с окружающей средой, но и на внутреннее функционирование организации.

Коммуникации с точки зрения группы. Как мы уже видели, с организационной точки зрения, основным стимулом для взаимодействия является стремление к выполнению задания. С групповой точки зрения, наоборот, основной стимул - это достижение групповых целей. Эти цели могут частично совпадать, а могут и не совпадать с формальными целями организации. Группа достигает своих целей, оказывая влияние на своих членов с целью заставить их вести себя определенным образом. Когда член группы демонстрирует отклоняющееся поведение, взаимодействие между ним и остальными членами группы возрастает чрезвычайно.

Группа пытается заставить его изменить свое поведение. Если индивидуум подчинится, может последовать словесное поощрение. Если же он будет упорствовать, реакция группы будет карательной. Если и после этого индивидуум не смирится, то он будет изгнан из группы, так что все виды взаимодействия, кроме имеющих непосредственное отношение к работе, будут прекращены.

Коммуникации с индивидуальной точки зрения. То, что группа может использовать возможность взаимодействия как поощрение для индивидуума, и, наоборот, наказывать его лишением этой возможности, говорит о том, что взаимодействие представляет определенную ценность для индивидуума. Таким образом, кроме организационных и групповых, возникают еще и специфически личностные мотивы для взаимодействия. Существует несколько таких мотивов.

Оказание влияния. Одним из мотивов для взаимодействия индивидуума как с группой, так и с организацией в целом, является возможность оказывать влияние на других с для достижения цели.

В процессе взаимодействия, индивидуум может попытаться изменить чьи-либо убеждения, точки зрения, поведение, таким образом, чтобы они помогли ему достичь некоторых личных целей.

Следует заметить, что каждый конкретный элемент взаимодействия может служить достижению не только индивидуальных, но и групповых, и организационных целей. Это может иметь место, например, когда цели индивидуума, группы и организации совпадают друг с другом. Но может случиться и так, что хотя цели индивидуума и группы или организации не совпадают, но поступок, совершенный индивидуумом с целью упрочения своего влияния может послужить достижению, например, организационных целей.

Впрочем, может случиться и так, что достижение индивидуумом своих целей будет вступать в противоречие с целями, к достижению которых стремится организация.

Уменьшение неопределенности. Вторым мотивом, побуждающим людей к началу взаимодействия с другими, является уменьшение неопределенности. Например человек, поступивший на новую работу, может стремиться выяснить, каковы общепринятые нормы поведения, какова его роль и кто является более "высокопоставленным" членом рабочей группы. В дальнейшем могут возникать и другие вопросы, как имеющие, так и не имеющие прямого отношения к выполняемой работе. Например, это может быть вопрос, получает ли человек больше или меньше остальных и почему, что означает то или иное необычное задание босса.

Все эти вопросы вызывают у человека ощущения волнения и дискомфорта и могут затруднить для членов организации выполнение их работы и контроль за своими поступками. Следовательно, люди должны взаимодействовать друг с другом для уменьшения этой неопределенности. Исследования, проведенные Уайтом (White) и Митчеллом (Mitchell, 1977) , показали, что отношение индивидуума к выполняемой им работе сильно зависело от наличия или отсутствия взаимодействия между ним и его коллегами. Восприятие работы и удовлетворение от ее выполнения сильно зависит от того, какие оценки давали ей коллеги.

Производственная обратная связь. Люди также взаимодействуют друг с другом, чтобы получить отзыв о проделываемой работе.

Хотя это есть один из видов уменьшения неопределенности, но его важность такова, что он заслуживает отдельного исследования.

Обратная связь важна, поскольку она затрагивает вопрос достижения целей. Она позволяет людям узнать так ли они поступают, как надо для достижения своих целей. Люди могут получать обратную связь просто задавая вопросы друг другу или анализируя случайно полученную ими косвенную информацию.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а обнаруживает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг относительно друга. Основу этих связей и отношений формируют действия людей и их взаимодействием емовплив, получившие название взаимодействия. . Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, что порождает их взаимные обусловленность и звьязок1

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Под взаимодействием в социальной философы и психологии, а также теории менеджмента, кроме того, понимается я не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это тоже взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное стаан.

Взаимодействие является систематическим и постоянным совершением действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность людей как в обществе, так и в организации на е идмину от индивидуального имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности или пассивности. В процессе реального взаимодействия формируются также адекватные представления работника о себе и других людей взаимодействия емодия людей - ведущий фактор в регуляции их самооценок и поведения в обществтві.

В организации наблюдаются две разновидности взаимодействия - межличностных и межгрупповых, которые осуществляются в системе межличностных отношений и общения

. Межличностное взаимодействие в организации - это длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между работниками внутри групп, отделов, команд, которые вызывают взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Чем боль ьше контактов происходит между их участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем узгодженишою является работа всех подразделений и организации в цилому.

межгруппового взаимодействия - процесс непосредственной или косвенной действия множества субъектов (объектов) друг на друга, что порождает их взаимообусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно она присутствует между целыми группами ор рганизации (а также их частями) и является интегрирующим ее факторовм.

. Межличностные отношения (взаимоотношения) - это взаимосвязи между людьми, субъективно переживаются и в которых оказывается система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, надежд, которые определяются содержанием совместной деятельности1 1. В организации они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общенияя.

. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включает обмен информацией и формирование единой стратегии взаимодействия аемодии, взаемовидносин2. Общение в организации включены преимущественно в практическое взаимодействие людей (совместный труд, обучение) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Безпосере дньою основой общения людей в организации является совместная деятельность, объединяющая их ради достижения определенной цели. Более широкое понимание факторов, побуждающих людей к общению, изложены в. Западную й науке. Среди них прежде всего можно назвать такиеакі:

Теория обмена (Дж. Хоманс): люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и расходы;

Символический интеракционизм (Дж. Мид,. Г. Блумер): поведение людей по отношению друг друга и предметов окружающего мира устанавливается значениями, которые они им придают;

Управление впечатлениями (Е. Гофман): ситуации социального взаимодействия подобные драматическим спектаклям, в которых актеры пытаются создавать и поддерживать приятные впечатления;

Психологическая теория (С. Фрейд): на взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты

В процессе подбора кадров, формирование производственных групп и команд менеджеру следует учитывать ряд психологических особенностей поведенческих реакций индивидов с начального этапа развития их взаимодействия

Так, на начальном этапе (низком уровне) взаимодействие - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеется определенный первичный и очень упрощенный взаимный или односторонний"физический"влияние друг на о друга с целью обмена информацией и общения, которое вследствие конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не приобретать всестороннего развитияо розвитку.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой"суммы"индивидов, а является некоторым совершенно новым и специфическим м образованием связей и отношений, которые регулируются реальной или мнимой отличием - сходством, сходством - контрастом людей, привлеченных к совместной деятельности (практической или умственной). Различия между индивидами является одним из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, износа), а также их самих как личностейособистостей.

Любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции др. ндивидив друг на другао.

Отношения принятия - непринятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся люди друг другу или нет. Если н нет, то наступают взаимные или односторонние реакции отторжения (скольжение взгляда, отдергивание руки при рукопожатия, отвлечение головы, тела, видгороджу-ные жесты,"кислая мина", суетливость, убегания т.д.). И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, поворачивается лицом, отвечает бодрой и веселой интонацией, как к тем, кто заслуживает доверия и с кем мож на развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилийільних зусиль.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Поэтому следует различать научно обоснованные и проверенные уровне однородности - разно редкости (степени схожос сти - различия) участников взаимодействующихї.

Первый (или ниже) уровень однородности собой соотношение индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Ос собливе значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнерев.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени сходства - контраста участников межличностного взаимодействия) - является соотношением в группе (сходство - различие) мнений, отношений (в том или исли симпатий - антипатий) к себе, партнеров или других людей и к предметному миру (в том числе в совместной деятельности). Второй уровень делится на подуровни: первичный (или восходящий) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень - восходящее, данное в межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень является соотношением (сходство - видминнис ть) мыслей и отношений, как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности1. Большую роль во взаимодействии на ее начальном этапе играет также эффект конгруе нцинції.

конгруэнции (лат congruens, congruentis - соразмерный, соответствующий, то, что совпадает) - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единственный резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта

конгруэнции предусматривает минимальное количество несогласованностей в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатий на подсознательном ров вн.

конгруэнции усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Она может оказаться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами или не возникнуть вообще. Но наличие конгруэнции свидетельствует о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжена. Поэтому в процессе взаимодействия необходимо стараться достичь конгруэнции с первых минут контакткту.

В формировании организационного поведения работников организации на основе развития межличностного взаимодействия необходимо учитывать ряд факторов, способствующих достижению конгруэнции. К основным из них на алежать:

1) переживание спивналежности, которое возникает в случаях:

Связанности целей субъектов взаимодействия между собой;

Наличия основы для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группы;

2) эмпатия (гр empatheia - сопереживание), которая более легко реализуется:

За установление эмоционального контакта;

Сходства поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

Наличия одинакового отношения к какому-либо предмету;

В случае привлечения внимания к чувствам партнеров (например, они просто описываются);

8) идентификация, которая усиливается:

При живых, различных поведенческих процессов взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры словно обмениваются мыслями и ведут обсуждение с позиций друг друга;

При наличии ссылок на предыдущие случаи;

При общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми - процесс взаимонаправленных действиям, который способствует поддержанию последующего взаимодействия и во время которого го осуществляется также умышленное или неумышленное сообщение другому лицу о том, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережить.

Выделяют три основные функции обратной связи. Он обычно:

Регулятором поведения и действий человека;

Регулятором межличностных отношений;

Источником самопознания

Обратная связь бывает разных видов и каждый его вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и возникновению между ними устойчивых отношений

Обратная связь может быть:

Вербальным (передается в виде речевого сообщения);

Невербальным, то есть таким, которое осуществляется с помощью мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

Таким, что воплощается в форме действия, ориентированной на выявление, указывать другому человеку понимание, одобрение и проявляется в совместной активности

Обратная связь может быть непосредственным и отсроченным во времени, ярко эмоционально окрашенным и передаваться человеком другому человеку как определенное переживание или быть с минимальным проявлением эмоций и соответствующие их поведенческих реакции.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Поэтому следует заметить, что неумение использовать обратную связь существенно препятствует взаимодействию людей в организации, снижает является эффективность менеджменту.

Психологическая общность участников организационного взаимодействия ситуации укрепляет их контакты, помогает развитию взаимосвязей между ними, способствует превращению их личных отношений и действий на общие. Нас составляла, потребности, интересы, отношения в целом, будучи мотивами, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, тогда как их тактика регулируется также взаимным пониманием особенностей людей, их об разами-представлениями друг о друге, о себе, задачи совместной деятельностиі.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятель ьность входят образы-представления о себе - так называемая. Я-концепция, совокупность всех представлений индивида о себе, что приводит убеждения его поведения, с помощью которых личность определяет, кто он есть. С юди приобщаются также представление партнеров о впечатлениях, которые они производят друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. И хотя эти образы-представления не всегда четко осознаются людьми, психологическое содержание, сосредоточен в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, обнаруживается с помощью волевых действий в различных формах направленной на партнера поведениенки.

На начальном этапе процесса взаимодействия людей в группе (организации) активное сотрудничество, постепенно развивается, все больше приобретает воплощение в эффективном решении проблемы сочетания в взаимных усилий работников. Этот этап получил название продуктивной совместной деятельностиі.

Различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

Каждый участник выполняет свою часть общей работы независимо от другого;

Общая задача выполняется последовательно каждым участником;

Происходит одновременная взаимодействие каждого участника со всеми остальными (характерна в условиях командной организации труда и развития горизонтальных связей), реальное существование которой зависит от условий деятель ьность, ее целей и содержание.

В организации или ее подразделениях стремление людей все же могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате чего люди вступают в отношения"согласия - несогласия"один за другим. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов в заемодии, связанную или с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень ее сознания и самосознания время взаимодействие людей активно сопровождается и опосредуется проявлением сложных социально-психологии ческих феноменов, которые получили название совместимости и несовместимости или износа - неспрацьованости. Межличностные отношения в группе (организации) и определенную степень совместимости (физиологическая и психологии ческая) ее членов порождают еще одно социально-психологическое явление, которое принято называть"психологическим климатомихологічним кліматом".

Различают несколько видов совместимости людей. Психофизиологическая совместимость базируется на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, инт телектив, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость имеет предпосылкой согласования социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость грунтуеть ся на общности идеологических ценностей, сходства социальных установок в отношении различных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости н емае четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологической и социально-психологической, социально-идеологической, имеют очевидные различияості1.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что влияет на исполнительную часть деятельности, в том ч числе на скорость и точность индивидуальных и совместных ди.

Однако следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности является прежде всего именно мотивация ее участников. Есть несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, благодаря которым человек вступает в во взаимодействие с другими людьми):

Максимизация общего (совместного) выигрыша (мотив кооперации);

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

Максимизация относительного выигрыша (конкурентность);

Максимизация выигрыша другого (альтруизм);

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство) 2. Взаимный контроль, который осуществляют участники совместной

деятельности, может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если наблюдаются значительные различия по их направленности и уровню. В результате индивидуальные мотивы начинают корректироваться и координироватьсяя.

Во время этого процесса постоянно согласуются мысли, чувства, отношения партнеров по совместной деятельности в различных формах влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба ния, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, размышления), которая может происходить в разных формах. Однако выбор воздействия чаще обусловлена??фун кционально-ролевыми связями партнеров по совместной работе. Например, контрольная функция руководителя (менеджера) побуждает его к частого использования приказов, просьб и санкционируя ответов, тогда как воспитательная функция того же руководителя требует нередко использовать дискуссионные формы взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. С ее помощью люди"обробляют ь"друг друга, пытаясь изменить и превратить психические состояния, установки и в конечном итоге поведение и психологические качества участников совместной деятельностиьної діяльності.

Размышления музыканта Дэвида Бирна о том, как технологии делают людей одинокими.

В закладки

У меня есть теория: многие технологические разработки и инновации последнего десятилетия объединены негласным всеобъемлющим курсом. Речь идет о создании мира, где люди мало взаимодействуют друг с другом. Я подозреваю, что эта тенденция - не ошибка, это отличительная особенность.

Потребительские технологии, о которых я говорю, не утверждают или не признают, что их основная цель - это устранение необходимости прямого взаимодействия людей, но в поразительном числе случаев так и есть. Я думаю, что это главная цель, даже если она появилась неосознанно.

Большинство технологических новинок, с которыми мы сталкиваемся, - алгоритмы, искусственный интеллект, роботы и беспилотные автомобили, - соответствуют этой схеме. Я не говорю, что такие разработки неэффективны и неудобны. Я просто замечаю шаблон и задаюсь вопросом, можно ли, осознав эту закономерность, понять, что это только одна траектория из многих. Есть и другие пути, по которым мы могли бы пойти, и тот, на котором мы находимся, не неизбежный и не единственный: он был (возможно, неосознанно) нами выбран.

В сознании инженера человеческое взаимодействие часто представляется сложным, неэффективным, шумным и медленным. Возможность сделать что-то «без трения» отодвигает человеческую составляющую в сторону. Когда человек обладает такой же властью над остальными, как технологический сектор над людьми, которые могут не разделять это мировоззрение, появляется риск странного дисбаланса. В мире технологий преобладают мужчины. Тестостерон в сочетании со стремлением максимально устранить взаимодействие с реальными людьми ради «простоты и эффективности» - подумайте сами, это и есть будущее.

Доказательства

Вот несколько примеров довольно распространенных потребительских технологий, которые позволяют человеку меньше взаимодействовать с человеком.

Онлайн-заказ и доставка на дом

Онлайн-заказ очень удобен. Amazon, FreshDirect, Instacart и другие не просто устранили взаимодействие в книжных магазинах и на кассах, они устраняют все человеческие взаимодействия в этих процессах.

Цифровая музыка

Загрузка и потоковое вещание - нет физического магазина, поэтому нет необходимости иметь дело со снобами и всезнающими продавцами. Некоторые сервисы предлагают рекомендации, основанные на алгоритмах, поэтому людям даже не нужно обсуждать музыку с друзьями, чтобы знать, что им нравится. Сервис и так знает.

Приложения для совместных поездок

Минимальное взаимодействие - не нужно называть водителю адрес или предпочтительный маршрут и вообще общаться, если не хочется.

Беспилотные автомобили

С одной стороны, если ехать куда-то с друзьями, то отсутствие необходимости вести машину дает больше времени для общения. Или выпивки - это замечательно.

Но технология нацелена на устранение водителей такси, грузовиков, доставки и многих других. В этом есть огромные преимущества - теоретически машины должны двигаться более безопасно, чем с человеком за рулем, поэтому число несчастных случаев и смертельных происшествий снизится. К недостаткам относится массовая потеря рабочих мест. Но это совсем другая тема. Я здесь вижу тот же шаблон последовательного «устранения человека».

Автоматические кассы

Ресторан Eatsa - это новая версия некогда популярного ресторана без видимых сотрудников Automat. В моей местной аптеке персонал учат, как помогать людям пользоваться контрольными машинами, которые в конечном счете заменят кассиров.

Amazon тестирует магазины с автоматизированными покупками. Их называют Amazon Go. Идея заключается в том, что датчики распознают продукты в корзине покупателя. Он может сразу выйти с покупками: их стоимость будет списана с банковского счета без какого-либо контакта с человеком.

Искусственный интеллект

ИИ часто (хотя и не всегда) принимает решения лучше людей. В некоторых сферах это ожидаемо. Например, ИИ предложит самый быстрый маршрут, который будет учитывать плотность движения и расстояние, в то время как люди склонны доверять проверенному мршруту.

Но появляются и те сферы, где ИИ неожиданно проявляет себя лучше людей. Например, выявление меланомы - машина справляется лучше многих врачей. Многочисленные рутинные юридические работы в скором времени будут выполняться компьютерными программами, а финансовые расчеты уже ведутся машинами.

Роботизированная рабочая сила

На фабриках все меньше и меньше рабочих-людей, а значит, нет необходимости с кем-то общаться, переживать из-за сверхурочной работы или болезней.

Использование роботов дает возможность работодателю не думать о зарплате, здравоохранении, социальном обеспечении, медицинском страховании и пособиях по безработице.

Личные помощники

Благодаря улучшенному распознаванию речи человек все чаще говорит с машиной, например с Google Home или с Amazon Echo, а не с человеком. Происходит масса забавных историй. Например, ребенок говорит: «Алекса, я хочу кукольный дом», и родители обнаруживают его в своей корзине на Amazon.

Большие данные

Усовершенствования и инновации в обработке огромного количества данных приводят к тому, что мы замечаем шаблоны в поведении, которых раньше не видели. Данные кажутся объективными, поэтому мы склонны доверять им, и мы вполне можем прийти к тому, что будем доверять данным больше, чем самим себе, коллегам и друзьям.

Видеоигры и виртуальная реальность

Да, некоторые онлайн-игры интерактивные. Но в большинстве случаев человек, занятый игрой, сидит один в комнате, а взаимодействие - виртуально.

Автоматизированные рынки купли-продажи

Машина, перерабатывающая огромное количество данных, может быстро выявлять тенденции и модели и реагировать на них быстрее, чем человек.

Образование

Распространяется интернет-обучение без прямого взаимодействия с преподавателем.

«Социальные» сети

Каковы результаты?

Сведение человеческого взаимодействия к минимуму имеет побочные эффекты - некоторые из них хорошие, а некоторые нет. Побочные факторы эффективности, можно сказать.

С точки зрения общества, сокращение контактов и взаимодействий - реального взаимодействия, - должно привести к снижению терпимости и разнообразия, а также к большей зависти и антагонизму.

Как было недавно доказано, социальные сети обостряют разделение, усиливают эффект «эхо-камеры» и позволяют нам жить в когнитивных пузырях. Нас подкармливают тем, что нам уже нравится, или тем, что нравится нашим друзьям (или, что более вероятно, тем, за что кто-то заплатил, чтобы мы это увидели).

Социальные сети делают нас несчастными. Исследование, проведенное в начале этого года двумя учеными-социологами Холли Шакья из Калифорнийского университета Сан-Диего и Николасом Кристакисом из Йеля, показало, что чем больше люди используют Facebook, тем хуже они оценивают свою жизнь.

Я не говорю, что эти инструменты, приложения и другие технологии не очень удобны, умны и эффективны. Я сам использую многие из них. Но в некотором смысле они противоречат нашей человеческой сущности.

Мы развивались как социальные существа, и наша способность к сотрудничеству - это один из главных факторов нашего успеха. Я бы сказал, что инструменты могут дополнять, но не заменять то, что делает человека человеком - социальное взаимодействие и сотрудничество.

Когда взаимодействие становится непривычным и незнакомым, мы изменяемся как вид. Часто наше рациональное мышление убеждает нас, что большая часть наших взаимодействий может быть сведена к ряду логических решений, но мы даже не знаем многих слоев и тонкостей этих взаимодействий. Как скажут поведенческие экономисты, мы не ведем себя рационально - нам это только кажется.

Я бы сказал, что также существует опасность для демократии. Меньше взаимодействия, даже случайное взаимодействие, означает, что человек может жить в «пузыре» своего племени, - и мы знаем, к чему это ведет.

Может ли ослабление контактов спасти нас?

Люди капризны, беспорядочны, эмоциональны, иррациональны и предвзяты, и это иногда кажется непродуктивным. Часто кажется, что наша эгоистичная природа приведет нас к погибели. Есть, казалось бы, множество доводов в пользу того, что устранение человеческого участия из многих сторон нашей жизни сослужит хорошую службу.

Но на мой взгляд, несмотря на то, что наши разные иррациональные склонности могут показаться минусами, многие из них приносят пользу.

Кто мы?

Антонио Дамасио, невролог из Университета Южной Каролины, рассказывает о пациенте по имени Эллиот, у которого была повреждена лобная доля, что сделало его безэмоциональным. В остальном он был умным, здоровым, но эмоционально - как Спок из вселенной «Звездный путь».

Эллиот не мог принимать решения. Он бесконечно колебался в отношении деталей. Дамасио пришел к выводу, что хотя мы и считаем принятие решений процессом рациональным и механическим, именно эмоции позволяют нам на самом деле принимать решения.

Люди несколько непредсказуемые (пока алгоритм полностью не устранил эту иллюзию) получают выгоду в виде сюрпризов, счастливых происшествий и неожиданных находок. Взаимодействие, кооперация и сотрудничество с другими людьми умножают эти возможности.

Человек - социальный вид. Мы сотрудничаем, чтобы достичь того, чего не можем добиться в одиночку. В своей книге «Sapiens: краткая история человечества» Юваль Харари утверждает, что это позволило нам добиться таких успехов.

Он также утверждает, что этому сотрудничеству способствовала способность верить в «вымыслы», такие как страны, деньги, религии и правовые институты. Машины не верят в вымыслы - или пока еще нет. Это не значит, что они не превзойдут нас. Но чем меньше мы взаимодействуем друг с другом, тем больше забываем, как сотрудничать, а значит, теряем наше преимущество.

Наши случайные происшествия и странное поведение - это весело, они делают жизнь приятной. Мне интересно, с чем мы останемся, когда человеческих взаимодействий будет все меньше и меньше. Удалите людей из уравнения, и мы станем менее полноценны как люди и как общество.

«Мы» не существуем как отдельные личности. Мы как личности - жители сетей, мы - отношения. Так мы преуспеваем и процветаем.

Последние материалы раздела:

Молитва пресвятой богородице царице моя Царице моя преблагая богородице
Молитва пресвятой богородице царице моя Царице моя преблагая богородице

Молитва «Царице моя, Преблагая…» является одной из самых любимых и теплых молитв, обращенных к Пресвятой Богородице. Она вызывает в душе молящихся...

Как сделать куклу Вуду на человека?
Как сделать куклу Вуду на человека?

Книги вуду стали необычайно востребованными благодаря популяризации этой древней магии, столь распространённой среди народов Африки. Тому, кто...

Молитвы от злых людей и врагов на работе
Молитвы от злых людей и врагов на работе

Очень действенная и эффективная молитва,которая поможет Вам в трудных жизненных ситуациях. ,Милосердный Господи, Ты некогда устами служителя...